Спектакль Щелкунчик/NUTCRACKER
Лицам старше 18 лет, вход на мероприятие строго по QR-коду и паспорту.
Для прохода на мероприятия Государственного Кремлевского Дворца, необходимо распечатать билет на бумажном носителе.
28-ОЙ СЕЗОН «ЩЕЛКУНЧИКА»
ОТКРЫВАЕТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КРЕМЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ В ПРЕДДВЕРИЕ НОВОГО ГОДА И
РОЖДЕСТВА
В эти дни артисты
«Кремлевского балета» исполнят балет Чайковского на исторической сцене в
юбилейный 325-ый раз
20 декабря в преддверие
Нового года и Рождества театр «Кремлевский балет» открывает 28 сезон
«Щелкунчика» - самого популярного балета в мире. А 21 декабря артисты
«Кремлевского балета» станцуют его на главной сцене страны в 325-ый раз. Самому
Государственному Кремлевскому Дворцу 15 декабря исполняется 60 лет. Классическая
постановка балета Чайковского на либретто Мариуса Петипа с хореографией
народного артиста Андрея Петрова идет в
Кремле с 1993 года с неизменным аншлагом. За это время ее увидели более
полутора миллионов зрителей. Несколько поколений москвичей впервые встретились
с балетом именно здесь. В главных ролях Мари и Принца/Дроссельмейера на сцену выходят
харизматичные молодые солисты Екатерина Первушина и Максим Афанасьев. 1 октября 2021 года указом
Президента им были присвоены звания заслуженных артистов РФ. А художественный
руководитель-главный балетмейстер «Кремлевского балета» Андрей Петров был
награжден орденом «За заслуги перед
Отечеством».
Праздничное оформление
весом в тонну, полторы сотни фантазийных костюмов, танец Феи Драже под звучание
диковинного инструмента челесты, Вальс Снежинок и Вальс Цветов, и непременно
ощущение чуда - вот классический рецепт любимого новогоднего блюда под
названием «Щелкунчик». У кремлевского «Щелкунчика» свой секретный ингредиент.
Это не только знаменитые «мягкие декорации», которые создают многомерность,
сказочное пространство под елкой и воздушные горизонты страны сладостей. В
создании постановки принимал участие великий иллюзионист Игорь Кио, который
придумал трюки с подарочными коробками. Крестный Дроссельмейер приносит детям
подарки в волшебных коробках. Войдя в коробку, герои исчезают бесследно и
возникают уже на другой стороне сцены. Или вместо одного персонажа появляется
другой, и зрители немеют от изумления.
- Сам я не знал постановки лучше Григоровича,
- рассказывает художественный руководитель театра народный артист РФ Андрей
Петров об истории создания балета, - и я сам в ней танцевал. Но вот в 1993 году
наш импресарио попросил «Щелкунчика» для гастролей. И я поставил спектакль. Я
пригласил Игоря Эмильевича Кио, чтобы он помог найти оригинальное сценическое
решение. И так случилось, что поездка отменилась, а спектакль вошел в репертуар
театра. И теперь мы будем показывать его
в 325-ый раз только на этой сцене. Гастроли я даже не считаю. У нас всегда были
аншлаги. Я заходил в зал и не мог сесть, надо было либо уходить, либо просить кого-то
принести стульчик. Это, конечно, было до пандемии. Сейчас мы можем посадить
только 4 тысячи человек. А полная вместимость зала – 6 тысяч зрителей.
По словам
художественного руководителя, к каждому сезону в постановку вносят что-то
новое, чтобы спектакль не «застывал». «Щелкунчик» в редакции Андрея Петрова –
это спектакль не только о чудесах под елкой, но и о взрослении, победе над
своими страхами, зарождении первой любви. Главную женскую партию в нем танцуют самые
красивые прима-балерины «Кремлевского
балета»: Олеся Росланова, Дарья Бочкова и Екатерина Первушина. Интересно, что
Екатерина Первушина не только балерина,
но и дизайнер аксессуаров – свои
балетные тиары, короны и диадемы она делает сама. В главной мужской роли –
ведущий солист театра Даниил Росланов и заслуженный артист РФ Максим Афанасьев,
который, по отзывам критиков «обладает породистой, аристократичной внешностью,
королевской статью, мягкой пластикой движений, высоким прыжком и некой
отрешенной задумчивостью во взгляде» - словом, настоящий Принц. Стоит отметить,
что после Рудольфа Нуриева партию Принца может исполнять только по-настоящему
«летучий» премьер – такую планку для этой роли великий танцовщик задал еще в
1967 году.
- Я слышал, что стали делать с «Щелкунчиком»
сейчас в Европе, - говорит Андрей
Борисович Петров, - к счастью, мы от этого далеки. Эта тенденция уже не новая,
взять классику и вывернуть ее как-то по-своему. Классика от этого пострадать не
может, она выше. А зрители могут
пострадать.
Традиции встречать Новый
Год «Щелкунчиком» уже больше века. Балет, который впервые увидел свет 18
декабря 1892 года в Мариинском театре Петербурга, в следующем году отметит 130-летие. К слову, при первом показе он совсем не
понравился публике. Продолжая калейдоскоп дат - в 2021 году сказке Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король» исполнилось 205 лет, а самому Эрнесту Теодору
Амадею, подарившему миру самый волшебный новогодний подарок, в январе будет 245.
За свою длинную историю балет «Щелкунчик» собрал сотни разных прочтений:
символистских, минималистичных, «поющих», тех, где Дроссельмейер и его
племянник – женщины, с хэппи-эндом и без (в известной постановке Шемякина
Щелкунчика и Мари в конце съедают мыши). В последнее время появился западный
тренд на политкорректного «Щелкунчика», в котором нет восточных красавиц из
танца «Кофе», желтолицых китайцев и черных арапчат. К счастью для российской публики, мы все еще
можем наслаждаться классическим, подлинным «Щелкунчиком», знакомить с ним детей
и сохранять культурную преемственность поколений.
Спектакль идет в
сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей».